New Info События Со&Pub News Проекты и программы Статьи и материалы Справочник Книжная полка Слоган и баннер
PR-Info   
НОвости Компаний и изданий

. 241 - 241.
Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд Развития Интернет при поддержке ОАО «КОМСТАР-ОТС» <pr@comstar-uts.ru>
5 марта 2011 г. в 16:32
22 декабря 2010 г. в 10:29
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ: РОССИЯ, ЕВРОПА, МИР».
ПОДДЕРЖАЛ «КОМСТАР»

«КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАР-ОТС», LSE: CMST), крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ, сообщает о том, что 15 декабря 2010 года в РИА Новости состоялся круглый стол «Дети в Интернете: Россия, Европа, мир». На нем были представлены первые результаты масштабного международного исследования «Дети онлайн», проведенного в рамках программы Европейской комиссии «Безопасный Интернет» в 25 странах Евросоюза и в России в 2010 году. В Российской Федерации исследование было проведено в 11 регионах страны, в нем приняли участие более тысячи пар «ребенок-родитель».
Организаторами выступили Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд Развития Интернет при поддержке ОАО «КОМСТАР-ОТС».
Участники дискуссии сформулировали и обсудили актуальные проблемы социализации и безопасности подрастающего цифрового поколения в развивающемся информационном обществе России в сопоставлении с Европой: что дети делают в сети, для каких целей они используют Интернет, с кем общаются? Каковы различия в пользовании Интернетом у российских и европейских школьников? Можем ли мы оградить своих детей от различных сетевых угроз и сделать их пользование Интернетом более безопасным? Каким вырастет современное цифровое поколение? Актуальность темы собрала на круглый стол более 70 человек – ученых, педагогов, представителей интернет-индустрии и СМИ.
В качестве основных докладчиков выступили Люцина Кирвил, профессор Варшавской школы общественных и гуманитарных наук и центра психологических исследований Варшавского университета, координатор исследования EU Kids online в Польше, и Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, руководитель исследования Дети России Онлайн . Они рассказали об основных задачах исследования, о его практической значимости, представили первые промежуточные итоги по Европе и России.
В качестве экспертов в работе круглого стола приняли участие Е.Л. Низиенко, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации; О.В. Чутов, директор Департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Министерства связи и массовых коммуникаций РФ; Ю.П. Зинченко, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор; Ю.Е. Хохлов, председаталь Совета директоров Института развития информационного общества; Е.Н. Ястребцева, координатор «Школьного сектора» Ассоциации РЕЛАРН; У.У. Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета в России; Е.И. Беспалов, генеральный директор Фонда «Дружественный Рунет»; М. Ширшов, заместитель директора по маркетингу на массовом рынке ОАО «КОМСТАР-ОТС»; И.В. Бережнова, начальник управления по связям с общественностью ОАО МГТС.
Вел круглый стол Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования МОН РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова. Открывая встречу, он отметил, что «данное исследование – не только показатель того, что происходит с детьми в «особой» информационной реальности, но и уникальный портрет поколения, которое социализируется в России и Европе через Интернет и которое может быть полноправно названо «Дети Интернета». Не только мы учимся в Интернете, но и Интернет учит нас реальным социальным действиям с различными последствиями, поэтому встает серьезный вопрос о виртуальной ответственности».
Люцина Кирвил, координатор исследования EU Kids online в Польше, рассказала о европейской части исследования и представила некоторые ключевые результаты, уделив особое внимание интернет-рискам. Всего в европейском исследовании участвовало 23 420 детей в возрасте от 9 до 16 лет. В Европе 92% опрошенных детей выходят в Сеть хотя бы один раз в неделю, а 57% – ежедневно. При этом 12% детей указали, что были расстроены чем-либо в Интернете, 9% из них – дети 9-10 лет. Самыми распространенными рисками оказались общение с незнакомцами в интернете (29%) и столкновение с негативным контентом (22%). При этом, по сравнению с предыдущими исследованиями, заметно уменьшилось количество детей, которые лично встречаются с интернет-знакомыми (8%), что показывает эффективность работы по внедрению правил безопасного поведения в Интернете.
Также было отмечено, что вероятность столкновения с онлайн-рисками повышается с возрастом: если среди 9-10-летних детей 13% хотя бы раз сталкивались с негативным контентом, то среди 15-16-летних таких детей больше половины (61%). Люцина особо подчеркнула, что юные пользователи нуждаются в том, чтобы за ними «приглядывали», уделяли их онлайн-жизни такое же внимание, как и «реальным» связям и контактам.
Галина Солдатова, директор Фонда Развития Интернет, заместитель декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, представила первые результаты исследования «Дети России онлайн». Это исследование проводится факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральным институтом развития образования МОН РФ и Фондом Развития Интернет на основе методологии исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online. Сбор данных осуществлялся в 11 регионах России. Всего было опрошено 1025 пар родитель-ребенок.
Как показал обзор первых результатов, российские дети позже начинают использовать Сеть, чем европейские. В среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет, в то время как в Европе средний возраст – 9 лет. Но при этом школьники в России пользуются Интернетом более активно и, к сожалению, более рискованно.
Первым фактором риска является то, что большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно – около 80% детей в среднем по России пользуются Интернетом в своих комнатах с отдельных компьютеров и через мобильные телефоны, т.е. в ситуациях, когда родители их практически не контролируют. В то время как европейские дети чаще пользуются Интернетом с компьютера, находящегося в совместном пользовании членов семьи или из школы. Другой настораживающий фактор – возрастание времени, проводимого онлайн. Более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки
Более 80% российских подростков имеют профиль в социальной сети, и у каждого шестого из них – более 100 друзей. Российские дети очень общительны – они знакомятся в Интернете и общаются с интернет-знакомыми почти так же часто, как и в реальной жизни. Половина детей знакомится в Интернете с новыми людьми и, что еще более рискованно, 40% детей впоследствии начинают встречаться лично с интернет-знакомыми.
Среди других распространенных интернет-угроз – возможность стать жертвой кибер-буллинга – хулиганства, унижения или преследования с использованием коммуникационных технологий. Буллингу подвергается каждый пятый ребенок. При этом с кибербуллингом дети сталкиваются так же часто, как и с буллингом в реальной жизни.
Другая проблема – изображения сексуального характера. Интернет лидирует в «сексуальном просвещении» подрастающих поколений: около половины детей сталкивались за последний год с сексуальными изображениями, при этом почти треть – в Интернете.
Родители опрошенных детей в большинстве своем также являются пользователями Интернета. Но в своих ответах они зачастую недооценивают опасность Сети. Только в отношении изображений сексуального характера оценка родителей приблизилась к оценке самих детей. Что касается других угроз – большинство родителей не знают, что их дети когда-либо сталкивались с ними.
Елена Низиенко, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, подчеркнула особую важность данного исследования в связи с тем, что сейчас дети погружаются в информационную среду в рамках школьной программы буквально с первого класса. Она сформулировала две задачи, которые должны быть реализованы в первую очередь: это формирование культуры «жизни» в Интернете и обеспечение безопасности нахождения детей в Сети – защита от информации, которая несовместима с задачами воспитания и образования.

Екатерина Невская
Предыдущая новость | Следующая новость