Как сегментировать свою аудиторию: разбираемся в методах 
      И чем опасна RFM-сегментация. Рассказывает агентство R:TA 
        Публикация  интернет издания 
      «Cossa.ru» 
         
         
            
       Долгое время реклама неплохо работала и без сегментации.   До изобретения печатного станка вы писали объявления на стенах или   зачитывали на площадях. С 15 века появилась печатная реклама: в 1472   году в Лондоне на двери одной церкви было размещено объявление о продаже   молитвенников. Следом появились газеты, рекламные листовки, прямой   маркетинг и венец творения (по мнению автора) — интернет.  
                 Интернет принёс столько данных и такую простоту их использования,   какая не снилась рекламщикам и маркетологам. Теперь мы можем не просто   понимать целевую аудиторию, но и сегментировать её. Это стоит делать   по двум причинам:  
                 1. Ваша аудитория, скорее всего, неоднородна. Это значит, что у покупателей разная мотивация, процесс выбора и потребности.  
                 2. Разбивая аудиторию на мелкие сегменты, вы сделаете более   персонализированные предложения и рекламные материалы. Это не только   повышает конверсию и средний чек, но и потребители так же часто ждут   этого от компаний.  
       Итогом развития сегментации станет «маркетинг один на один» — когда   каждый клиент получает индивидуальное предложение и рекламу. Но для   большинства компаний такие мощности не доступны, поэтому пока   остановимся на различных видах сегментации.  
                
                
                     Вариантов того, как можно разбить свою целевую аудиторию, очень много.   Мы расскажем о некоторых из них. Выбирайте тот, который имеет смысл для   вашего бизнеса.  
                Виды сегментации
                Социально-демографические характеристики
                 Классические параметры, которые используются повсеместно. В них входят:  
                
                  -  пол; 
 
                  -  возраст; 
 
                  -  образование; 
 
                  -  занятость; 
 
                  -  доход; 
 
                  -  семейное положение; 
 
                  -  национальность или раса. 
 
                 
                 Целевая аудитория для марки моторных масел может быть такая: мужчины,   21–45, проживающие в центральных и северных частях страны, доход   средний.  
                 Плюсы: простые и понятные параметры, легко применять. Можно использовать в качестве базовых, постепенно усложняя.  
                  Минусы: не дают глубокого понимания личности — мотивации к покупке, предпочтений.  
                Портрет идеального клиента 
                 Хорошая новость: где-то наверняка существует ваш Идеальный Клиент.   Возможно, даже не один. У многих компаний может быть больше одного   идеального клиента, особенно если вы производите несколько товаров или   услуг.  
                 Для составления портрета идеального клиента вам понадобится немного времени и фантазии. Ответьте на следующие вопросы:  
                
                  -  Какие социально-демографические показатели у моего идеального клиента? 
 
                  -  Какие у него интересы и хобби? Чем он занимается в нерабочее время? 
 
                  -  Какой он человек? Что ему нравится, что не нравится? 
 
                  -  Какая проблема у вашего клиента? 
 
                  -  Как ваш продукт её решает? 
 
                  -  Придумайте имя клиенту, найдите фотографию. Этот совет может показаться   странным, но так будет проще поверить, что это настоящий человек. 
 
                 
                    
                 Плюсы: очень наглядный способ сегментации.  
                  Минусы: он основан на личном мнении, а человеку свойственно ошибаться. Есть риск придумать не реальных клиентов, а желаемых.  
                Психотипы
                 Психотип — совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип   человека с точки зрения психологии. В психологии существует множество   типов классификации личностей: по Фрейду, по Юнгу и Майерс-Бриггс,   по Ганнушкину и другие.  
                 Психология — довольно специфическая область знаний, в которой часто   не бывает одной правильной классификации. Поэтому можете выбрать любую   классификацию, которая имеет смысл для вашего продукта и более-менее   признана научным сообществом.  
                 Пример: мы продаём машины и выяснили, что у нас есть два основных психотипа: ESTJ (Администратор) и ESFP (Политик).  
                 
                   
                   
                  
                 Глядя на описания типов, можно скорректировать коммуникацию и рекламу   для каждого из них: для ESTJ сделайте упор на практичности,   традиционности, статусности. Для ESFP уделите большое внимание   креативности предложения, эмоциям, «здесь и сейчас».  
                 Плюсы: понятная типология с понятными критериями оценки. Можно использовать опросники для точного определения типа личности.  
                  Минусы: почти все психотипы критикуются академическим психологическим   сообществом за недостаточную точность и несоответствие экспериментальным   данным. Тяжелы в использовании не психологами.  
                Трайбы
                 Относительно новый и малоизвестный в России способ сегментирования аудитории.  
                 Слово «трайб» или «племя», пришло к нам из антропологии,   но с несколько иным значением. Раньше люди собирались в племена   на основании географической, языковой, культурной близости.  
                 В современном мире племена устроены по другому: люди входят сразу   в несколько трайбов и могут переходить из одного в другое. В один момент   вы занимаетесь кроссфитом, а в следующий — обсуждаете с друзьями «Игру   престолов».  
                 Принадлежность к племени теперь определяется не кровными узами,   а вашими интересами и страстью. Ваш соцдем или география не определяют   ваш трайб. Они вообще мало важны в трайб-маркетинге.  
                 Понять, какие трайбы пользуются вашим продуктом или сервисом, вам   помогут внимание и наблюдательность. Можете даже представить себя   антропологом, который изучает незнакомое племя. Возьмите блокнот, ручку,   классную шляпу и ответьте на следующие вопросы:  
                
                  -  Кто ваша широкая аудитория, которую вы хотите поделить на трайбы? 
 
                  -  Какая страсть объединяет людей, которые пользуются моим продуктом? 
 
                  -  На каком языке они разговаривают? Какие слова используют, какой стиль общения? 
 
                  -  Какие у них ещё интересы? Какие ценности? Чем они занимаются после работы? 
 
                  -  Как они общаются друг с другом? 
 
                  -  Что привлекает их в вашем продукте или услуге? 
 
                  -  Кто их кумиры? 
 
                  -  Как и какие технологии они используют в жизни? 
 
                 
                 Плюсы: отход от устаревших (по мнению некоторых) способов сегментации,   трайбы отражают реальные группы людей, а не набор соцдем-характеристик.  
                  Минусы: довольно новая тема, которая пока не получила широкой   поддержки и изучения в академических кругах. Мало кто умеет пользоваться   и применять.  
                5W
                 Методика 5W, которую, к сожалению, нельзя так же ловко назвать   на русском языке, помогает построить сегменты, ответив на 5 вопросов:  
                
                  -  Что? (What?) — Товар — Какие товары и услуги нужны потребителю, что вы предлагаете? 
 
                  -  Кто? (Who?) — Потребитель — Кто будет покупать, кому это нужно? 
 
                  -  Почему? (Why?) — Мотивация — Зачем людям это нужно? 
 
                  -  Когда? (When?) — Момент — Когда потребителю это нужно? В какой ситуации   клиенты захотят воспользоваться вашими товарами/услугами? 
 
                  -  Где? (Where?) — Канал сбыта — Где «обитают» эти люди? Где они увидят, закажут, получат ваш товар? 
 
                 
                 Пример:  
                    
 Плюсы: очень понятная в применении методика. Можно сделать несколько неожиданных открытий.  
                  Минусы: такие же, как и в портрете идеального клиента. Есть шанс   придумать сегменты, которые не соответствуют действительности.  
                RFM
                 Один из способов сегментирования существующей клиентской базы, основан на трёх показателях:  
                
                  -  Recency (давность) — давность покупки. 
 
                  -  Frequency (частота) — количество покупок. 
 
                  -  Monetary (деньги) — сумма покупок. 
 
                 
                 В классическом варианте вся шкала сегментирования разбита на 4 деления   в каждом измерении, всего образуется 64 сегмента (группы). Если   вы чувствуете себя уверенно, можете изменять количество делений и групп   соответственно. Чтобы получить ваши конкретные значения, поделите все   значения на четыре равных части: 25%, 50%, 75% 100%. Так вы получите   значения ваших квартилей.  
                  
                   
                 Далее нужно взять каждого клиента и понять, к какой группе он относится.  
       Вот самые важные RFM-сегменты:  
     
        
         
         
         
         
         
         
        
        
        
        
        
        
        
         
       Не обязательно разрабатывать индивидуальное предложение для каждой   из 64 групп. Начните с основных. Если увидите успех, расширяйте свои   кампании.  
       Плюсы: учитываются монетарные показатели, используются данные конкретно ваших клиентов.  
        Минусы: никак не учитываются личностные характеристики клиента.  
      Когорты
       Когорта — группа людей, которую объединяет особый признак. Часто   говорят о когортах по дате регистрации или по источнику регистрации или   продажи.  
       Пользователь может входить сразу в несколько когорт: например,   «зарегистрировавшиеся на неделе 1–7 марта», «пришедшие из социальных   сетей», «совершившие покупку».  
       Когортный анализ можно использовать для чего угодно, что связано с поведением клиентов и временем:  
      
        -  изучение времени жизни клиента и прогнозирование оттока (на какой неделе/месяце ваши клиенты «отваливаются»); 
 
        -  прогноз окупаемости рекламной кампании; 
 
        -  оценка изменений в продукте и так далее. 
 
       
       Пример:  
       Вы запустили рекламную кампанию. Через месяц вы смотрите на продажи   и видите, что было 10 продаж на 10 000 рублей. А на РК вы потратили   20 000 рублей. Получается, что РК убыточна и надо её скорее отключать?   Не спешите с выводами. Разбейте пользователей, которые пришли с этой РК,   по когортам. Сколько недель им понадобилось, чтобы совершить покупку?   Возможно, более поздним когортам ещё нужно время, чтобы совершить   покупки.  
       Плюсы: наглядное отслеживание изменений во времени, прогнозирование окупаемости рекламной кампании.  
        Минусы: мало что говорит нам об аудитории для рекламы и формировании индивидуального предложения.  
      Сегментация и таргетирование — два кита, на которых стоит современный маркетинг
       Может быть, вам трудно будет начать, но попробуйте выбрать подходящую   вам лично и бизнесу модель и посмотрите, что из этого выйдет.  
      Книги по теме
      
        -  Джон Янч, «Маркетинг без диплома»; 
 
        -  Сет Годин, «Лидер есть в каждом. Племена в эпоху социальных сетей»; 
 
        -  Карл Густав Юнг, «Психологические типы». 
 
       
       
      https://www.cossa.ru/152/200101/
     |